Блог |

Исследования: что анализировать и где брать информацию



Исследования позволяют принять важные маркетинговые решения и даже способны изменить вектор развития компании

Маркетинговое исследование (с англ. marketing research) является поиском, сбором и анализом информации, связанной с конкретной ситуацией на рынке. Выводы после проведения исследования становятся основной для принятия правильных управленческих и маркетинговых решений.

Маркетинговые исследования позволяют получить информацию во множестве направлений: отличительные черты продукта, пути отстройки от других игроков, восприятие аудиторией дизайна, упаковки, удобство использования, конкурентоспособность и потенциальная возможность расширения ассортимента, территорий и многое другое. Объекты таких исследований могут быть абсолютно любыми: потребители, конкуренты, товары, ценообразование, цена конкурентов, рекламная и PR деятельность, внутренние коммуникации.


Когда нужны исследования

Маркетинговые исследования позволяют принять свежие решения и даже изменить вектор развития компании, но можно выделить три основные ситуации, в которых без исследований никуда:

  1. Необходимо принять масштабное маркетинговое решение: например, компания запускает новый продукт, расширяет ассортимент и территорию продаж или планирует запустить крупную рекламную и pr-кампанию.
  2. Следует разрешить какую-либо задачу (чаще проблему): на рынок пришел новый сильный игрок, падают продажи, частые переключения на товар-заменитель и прочее.
  3. Нужно оценить эффективность деятельности: оценить успешность рекламной кампании, узнать степень лояльности клиентов, уровень известности продукта среди потенциальной аудитории, оценить динамику продаж и конкурентные позиции.

Если совсем коротко, то исследование позволяет ответить на главные вопросы в маркетинге: где, кто, когда, как, что. И, конечно же, вытекающий из этого вопрос «почему». Именно он подводит работу к изучению мотивов и особенностей поведения потребителей.


Исследования: что анализировать и где брать информацию — A.STUDIO


Где брать информацию

Мы специально не упоминаем здесь фокус-группы, глубинные интервью, масштабные социальные опросы, а рассказываем о тех источниках, откуда можно черпать информацию самостоятельно.

1. Ресурсы интернета. Самое первое и очевидное «место». Следует посвятить время исследованию соответствующей темы и информации. Также может помочь информация по смежным категориям и рынкам. На удивление, многие свежие исследования выложены в свободном доступе в разных сферах — медицина, продажи, тенденции, изменение поведения потребителей, различные опросы. Потребуется лишь время, чтобы найти этот достоверный «клад» среди ссылок.

2. Социальные сети. Сюда же можно отнести форумы и сервисы-отзовики. Там кроется много полезной информации от разных представителей аудитории; некоторые ответы и мнения могут действительно удивить и перевернуть устоявшиеся представление о продукте. Также, используя эти каналы, можно организовать онлайн-опрос.


Исследования: что анализировать и где брать информацию — A.STUDIO


3. Официальные данные и статистика: результаты научных исследований, законы, указы, поправки, постановления государственных органов, информация отрасли, годовые отчеты компаний, данные международных организаций и прочее. Многие международные и российские центры и организации регулярно публикуют экономические данные, которые могут оказаться полезными при анализе.

4. Электронные СМИ. Часто ключевые исследования, рейтинги, результаты опросов по определенным тематикам освещаются в СМИ со ссылкой на источники.

5. Специализированные печатные и электронные издания. Практически в каждой сфере бизнеса есть свои специальные тематические профессиональные издания, хоть и с редкими выпусками. Можно найти электронную версию, подписаться, купить или даже сходить в библиотеку, покопаться в архивах («Экономика и жизнь», «Коммерсант», «Маркетинг» и другие).


Исследования: что анализировать и где брать информацию — A.STUDIO


6. Публикация различных общественных организаций. Если с темой исследования пересекаются сфера деятельности организаций, то там также можно найти кладезь полезной информации: экологические партии, защита прав потребителей и другие.

7. Наблюдения. Стоит уделить значительное внимание поведению потребителей в местах продаж. Посмотрите, как покупатель выбирает продукцию, как ведет себя при этом, на что обращает внимание, с чем сравнивает продукт и как долго принимает решение о покупке. Чем больше таких «походов» в магазин в процессе исследования будет, тем лучше.

8. Сотрудники. Можно и даже нужно задавать сотрудникам компании вопросы по теме исследования, узнавать их мнение. Можно провести отдельные беседы-интервью. В любом случае, это будет взгляд «под другим углом». Отдельное внимание стоит уделить специалистам, которые напрямую общаются с различными аудиториями — от клиентов до партнеров. Менеджеры, специалисты в отделе сбыта, операторы в call-центре — каждый из них полезен и способен привнести новое.

9. Личные интервью. Личный разговор с представителями аудитории может заменить многие источники по уровню скорости получения информации и пользе. Большую часть времени займет подготовка правильных и грамотно выстроенных по блокам вопросов. Для комфорта со стороны респондента локацией для интервью может быть нейтральная территория — уютная кофейня, например.


Исследования: что анализировать и где брать информацию — A.STUDIO


На заметку

Отбор источников информации должен быть обоснованным. Чтобы избежать ошибок и неверных выводов необходимо оценить надежность, достоверность и актуальность данных.

Перечисленные выше источники информации доступны и открыты каждому, именно поэтому данные нужно внимательно собирать, отбирать и оценивать. Гипотезы и выводы не должны опираться на один источник, лишь сопоставление и сравнение нескольких могут привести к выводам, имеющим реальную ценность.