Блог |

Дайджест по трендам ритейла


Дайджест по трендам ритейла


Рынок не стоит на месте: покупатели сокращают расходы на базовые товары, через 5—7 лет доля «магазинов у дома» составит 5%, остальное отойдет дискаунтерам и сервисам доставки и вообще, что в будущем ждет ритейл, мы решили собрать в сегодняшнем дайджесте.


Россияне стали меньше тратить на базовые продукты питания

Аналитики «Тинькофф» выяснили, что россияне сократили расходы на покупку овощей и фруктов на 30—60%, на мясо — до 25%, на хлебобулочные изделия — на 40%. Также под сокращение попали: морковь, апельсины, капуста и хлебобулочные изделия — 40%, картофель — 30%, мука — 13%. Вдобавок, из-за пандемии потребитель стал отказываться от спонтанных покупок, что тоже повлекло сокращение расходов на отдельные товары.

По мнению экспертов, главная причина, которая заставляет экономить — инфляция. В феврале 2021 года стоимость потребительской корзины выросла на 16% (сравнение год к году. Данные Росстат)

Источник: Коммерсантъ


«Дни “Магнита” и “Пятёрочки” сочтены»

Так считают Борис Агатов, исполнительный директор Project Line, и Олег Баландин, независимый эксперт по стратегическому развитию в ритейле. По их мнению настоящими магазинами у дома уже являются Ozon, Wildberries и даже СДЭК. Хоть их нельзя назвать ритейлерами в привычном смысле, но там покупателям удобнее совершать покупки и забирать товары.

Эксперты считают, что в течение 5—7 лет из-за роста e-commerce супермаркеты типа «Магнит» и «Пятёрочка» будут вынуждены сократить ассортимент с 5000 до 2000 SKU и уменьшить торговые площади до формата C-store (convenience store, как 7-eleven). Высвободившиеся залы станут дарксторами сервисов экспресс-доставки типа «Самокат», «Яндекс.Лавка». Либо произойдет реорганизация торговых сетей под доставку продуктов «день в день». Скорее всего, максимальное количество SKU для доставки от того же «Магнита» будет не больше 3000 SKU, в то время как Ozon или Wildberries могут предложить гипермаркетные 10 000 SKU.

Примерный расклад долей FMCG-форматов в ближайшие годы может быть таким:

  • С-stores — 15—20%
  • Экспресс-доставка — 10—20%
  • Доставка день в день — 20—30%
  • Жесткие дискаунтеры — 25%
  • Привычные нам «магазины у дома» — 5%

Поэтому охватывайте цифровые площадки, учитывайте текущую и перспективную значимости e-commerce при построении бизнеса, создавайте дизайн упаковки, который работает не только с полки магазина, но и с экрана мобильного устройства

Источник: Market media


Дайджест по трендам ритейла


Растет доля фермерской продукции

Рост производства в РФ фермерских хозяйств в 2020 году составил 4%. При этом индекс производства превысил 103,8% — это наибольший темп роста в сельском хозяйстве.

За последние пять лет в КФХ прирост производства скота и птицы составил 25%, молока — 38%, яиц — 45%».

Рост спроса фермерских продуктов наблюдается и в ритейле. Сеть «Азбука вкуса» наблюдает рост: +12% в 2019 году, +22% — по итогам 2020 года.

Основные категории прироста — те же молочные продукты, охлажденное мясо и птица, овощи и фрукты, мясные деликатесы.


Дайджест по трендам ритейла


Многие недобросовестные производители в России пытаются выиграть на растущем спросе, практикуя Greenwashing — камуфляж под экологически чистые/фермерские продукты, тем самым снижая доверие потребителей к категории.

Чтобы завоевать приверженцев чистых продуктов, ваша задача, как производителя — быть прозрачным, подробно рассказывать о своем производстве, приводить доказательства о натуральности в коммуникации. И главное — не на словах, а на деле соответствовать ценностям потребителя.

Как например, делают фермерские продукты «Комарова». В Магадане, откуда бренд родом, хорошо знают семью фермеров, которая производит настоящее молоко, мясо и полуфабрикаты вручную. Фермеров, которых можно встретить на улице, мы решили сделать фирменными персонажами на упаковке.

Бренд не использует мелкий шрифт, потому что скрывать банально нечего, говорит прямо и от имени как есть, чтобы между фермой и покупателями всегда было доверие.

Читайте также
Кейс «Комарова». Ребрендинг фермы из Магадана


Дайджест по трендам ритейла


Дайджест по трендам ритейла


Дайджест по трендам ритейла


Социальная ответственность брендов

Бренды от крупных до локальных чаще стали занимать активную позицию, вовлекая покупателей в сбор пластика, помощи нуждающимся и пр. Некоторые делают это из популизма. Но есть случаи, когда бренд искренне проявляет ответственность и желание сделать мир и жизнь людей лучше.

Один из таких кейсов — блогер Анастасия Сосновская, в январе этого года по трагической случайности потеряла своего любимого сына. В память о нем Анастасия решила открыть детскую библиотеку, но не хватало финансирования.

«У нас с похорон осталась сумма [...] Я не могу тратить их на семью, они для сына. И вот как-то ночью появилась идея купить десткие книги и поставить, например, в школе. Потому что Ярик очень любил читать и хотя мы часто покупали книги, ему все равно не хватало. В библиотеках же новинок практически нет (плохое финансирование????)

Ведь это хорошее начало для частной детской библиотеки: она должна быть открыта для всех и регулярно пополняться.

Но есть два вопроса: где взять помещение и фонд заработной платы а это 650К в год»

Помочь Анастасии в проекте решил «Сбербанк». С его помощью будут открыты 4 мини-библиотеки. Первая открывается 26 августа в Иркутске и ещё 3 осенью в области.


Дайджест по трендам ритейла


Я ведь почти сдалась )) красивая, однако не сбыточная мечта. Но приходит ночь, город засыпает, просыпается магия и на границе яви и сна всплывает решение ????

Всё это классно, НО. Как достучаться до нужных людей в банке? Кто вообще эти люди? Как презентовать? Зачем это нужно Сберу? Не буду рассказывать — долго, просто скажу, что это как провидение — всё получилось.

Социальные проекты бренда — это уже другой уровень взаимодействия с аудиторией. Однако более качественный и полезный для окружающих, чем традиционная реклама. Этой практикой начинают пользоваться и региональные игроки. Например, в апреле иркутская сеть «Слата» запустила благотворительную акцию в пользу бездомных собак и установила в 15 супермаркетах специальные боксы для сбора кормов.

Задумайтесь, как ваш бренд может сделать мир чуточку лучше.


Читать также

Кейс. Редизайн «Алейки»

Кейс. Редизайн кукурузных палочек «Никитка»